Автоматизация – задачи и цели
Многочисленные электроёмкие процессы: освещение, вентиляция, кондиционирование, питание розеток и другие, как и основные системы жизнеобеспечения: водоснабжение, канализация, пожаротушение и подобные управляются автоматикой. Благодаря системам автоматизации значительно снижается энергопотребление и расход ресурсов с одновременным повышением эффективности и безопасности предприятий и коммуникаций.
Диспетчеризация – работа и результат
Система диспетчеризации – это комплекс аппаратных и программных средств для удалённого контроля и управления инженерными системами. Масштабы их работы – одно или несколько зданий, а также гораздо большие: торговые и развлекательные комплексы, промышленные, производственные и бизнес-объекты.
Главная задача диспетчеризации – мониторинг состояния инженерных систем с последующим выводом данных на пульт, с помощью которого диспетчер сможет отреагировать и задать нужные параметры. Работа системы диспетчеризации происходит в реальном времени и записывается на компьютер.
Основные компоненты
Как любая сложная система, автоматизация и диспетчеризация включает в себя три основные группы элементов:
1. Исполнительная аппаратура: датчики, механизмы и соединения, расположенные на «нижнем» уровне системы, следящие за состоянием оборудования и контролирующие его работу.
2. Контроллеры, коммутаторы и модули ввода-вывода: «средний» уровень системы, позволяющий оператору контролировать работу исполняющих устройств и воздействовать на подключённые инженерные системы.
3. Системы мониторинга: «высший» уровень управления, основанный на компьютерных серверах и позволяющий оперативное взаимодействие персонала и интерфейса системы. На этом уровне отдельные службы объединяются в комплексный мониторинг объекта.
Преимущества системы
Как показывает опыт НИПИ, а также других предприятий, автоматизация и диспетчеризация успешно выполняют свои задачи. Функции систем автоматизации и диспетчеризации, дающие высокие экономические и другие показатели, очень широки:
- Контроль в автоматическом режиме над коммуникациями, процессами и устройствами с отображением параметров на мониторе диспетчера.
- Оперативное управление элементами и всей системой в ручном или автоматическом режиме и выбор лучших алгоритмов работы элементов системы.
- Возможность предотвращения аварийных ситуаций во многих случаях, а в остальных – быстрое и эффективное реагирование на их возникновение.