Все электродвигатели имеют максимально допустимый уровень вибрации, до которого сохраняют свою работоспособность. Интенсивность вибрации зависит от качества балансировки ротора и состояния подшипников узлов. Исполнительный механизм, на который устанавливается двигатель, не должен превышать его по собственным значениям этого параметра.
Порядок измерения вибрационных характеристик
Он определяется положениями ГОСТ 20815-93 и проводится при следующих условиях:
- Двигатель устанавливается на упругой основе (опоре, платформе, толстом резиновом листе и т. п.) либо подвешивается на пружине.
- Собственная частота колебаний измерительной системы вместе с двигателем не должна быть выше ¼ частоты оборотов ротора.
- Используется полушпонка – шпонка с половинной длиной или высотой.
Категории вибрации
Электродвигатели делятся на три класса с точностью:
- N – нормальной;
- R – повышенной;
- S – высокой.
Стандартные изделия имеют категорию N. Поставка двигателей с другими категориями должна быть согласована при заказе.
Предельно допустимое значение среднеквадратичной виброскорости зависит от высоты оси ротора. Оно не должно превышать (в мм/с) у двигателей нормальной точности с высотой оси вращения:
- 80-132 мм – 1,8;
- 160-225 мм – 2,8 (для изделий с 2 полюсами) и 1,8 (для 4-10-полюсных);
- 250-315 мм – 4,5 (2-х полюсные) и 2,8 (остальные).
Источники добавочной вибрации
Уровень вибрации измеряется также после монтажа двигателя и сопряжения его с исполнительным механизмом. Он не должен быть выше уже измеренного собственного для двигателя без нагрузки. Если обнаружено превышение, то причинами дополнительной вибрации могут быть:
- отклонение от соосности (параллельности) валов электропривода и ведомого устройства;
- неправильная динамическая балансировка элементов их стыковки;
неисправность деталей исполнительного механизма.