Проверка подшипниковых узлов является обязательной позицией при проведении планового или непланового технического обслуживания электродвигателя. От состояния этих опорных элементов во многом зависит работоспособность изделия.

При эксплуатации двигателя в подшипниковых узлах требуется контролировать:

  • шум и вибрацию;
  • температуру;
  • наличие и состояние смазки;
  • состояние подшипников.

Правила замены

  • Расчётный ресурс закрытых подшипников 20 000 часов работы. По окончании этого срока их нужно менять. Снимаются они с вала только специальным съёмником и лишь при замене.
  • Замена производится и при дефектах, которые дают о себе знать нехарактерными для нормальной работы звуками или заеданием при вращении.
  • При насадке на вал подшипники нагревают до 80-90°С: открытые – в минеральном масле, закрытые – в воздухе. Насаживать на вал с излишним усилием или ударами запрещается.
  • Состояние подшипников рекомендуется определять специальным прибором вибродиагностики с анализатором спектра колебаний.

Смазка подшипников

В закрытых подшипниках заложенная при изготовлении смазка рассчитана на весь срок службы детали. Открытые подшипники в двигателях заполнены смазкой на заводе-изготовителе.

Сроки пополнения

Смазка открытых подшипников в электродвигателях должна пополняться, как минимум, раз в два года. У используемого оборудования срок пополнения определяется наработкой. Величина наработки зависит от синхронной скорости вращения вала, температуры окружающей среды и расположения вала – горизонтального или вертикального.

Она составляет:

  • для горизонтально расположенного вала при температуре +25°С: если скорость вращения 3000 оборотов в минуту – 3000 часов, 1500 – 4000, 1000 – 6000, 750 – 10 000, 600 – 13 000;
  • для вертикального при +25°С и горизонтального при +40°С все эти значения вдвое меньше;
  • для вертикального при +40°С – ещё вдвое меньше.

Если электродвигатели эксплуатируются при особых условиях и с перегрузкой, то все указанные сроки сокращаются в 2 раза.

Количество смазки, необходимое для пополнения, указывается в руководстве по эксплуатации. Смазка пополняется только 2 раза. Далее она заменяется целиком.

Порядок смазки

  • Пополнение производится втиранием в сепаратор до уровня обоймы и заполнением на треть полости в крышке подшипника ближе к периферийной части.
  • При полной замене – крышка подшипника снимается; ветошью, смоченной бензином, убирается старая смазка с подшипника и полости его крышки.
  • При замене с помощью шприца, для предотвращения попадания смазки в двигатель, сливные пробки выворачиваются.
  • для климатических исполнений от ХЛ1 до УХЛ2 – ЦИАТИМ-221;
  • от УХЛ4 до Т2 – Литол-24.

Используемые марки смазочных средств

Допустимо использование других марок с такой же основой.

Смешивать смазку на литиевой основе (типа Литол-24) с другими на основе кальция (солидол), натрия и алюминия нельзя.

Сменные уплотнения по валу

Степень защиты IP55 обеспечивается уплотнением по линии вала. Срок замены уплотнений:

  • V-образного резинового – 4000 часов;
  • манжеты армированной (по ГОСТ 8752-79) – 1500 часов.

Замена V-образного производится при проворачивании вала с подгонкой уплотнения к его поверхности. Торцевая поверхность трения на крышке и в щите подшипника смазывается тонким слоем ЦИАТИМ-221. Эта же смазка закладывается между манжетой и подшипником при установке армированного уплотнения.