Конструкция и принцип действия
Насос серии Д является устройством центробежного типа с двусторонним входом. Установка горизонтальная, с одной ступенью. Жидкость подводится к колесу рабочему с обеих сторон по полуспиральному каналу, отводится – по спиральному.
Он перемещает рабочую среду за счёт сообщения ей гидравлической энергии, вращая её лопастями рабочего колеса. Механическую энергию колесо получает от привода. Геометрическая конфигурация подвода жидкости и отвода способствует минимизации потерь на гидравлическое сопротивление каналов протока.
Агрегат типа Д состоит из:
-
насоса;
-
электродвигателя;
-
сварной фундаментной рамы;
-
соединительной муфты.
Корпус
Корпус отлит из чугуна или стали, он разъёмный – разделяется по горизонтали в плоскости оси ротора.
Патрубки, нагнетательный и всасывающий, находятся в его нижней половине с направлением в разные стороны. Поэтому для ремонта его можно разбирать без демонтажа электродвигателя и трубопроводов.
По своей конфигурации крышка корпуса продолжает каналы внутри корпуса. В её верхней части имеется отверстие с размером М16×1,5. Через него подключается устройство для отсоса воздуха при запуске в режиме разрежения. Если устройство работает в режиме с подпором, то через это отверстие выпускается воздух из заполняемой жидкостью рабочего объёма. При работе оно закрыто пробкой.
Сам корпус и его крышка защищаются от износа уплотняющими кольцами. Основная же функция колец заключается в уменьшении перетекания жидкости из полости напорной обратно во всасывающую.
При постановке на длительный перерыв жидкость из корпуса сливается через 2 отверстия размером М16×1,5 внизу патрубков. Утечки через концевые уплотнения собираются в сальниковых ваннах. Оттуда вода выводится наружу из двух отверстий с резьбой М24×2. К ним можно подсоединить отвод в дренажную систему пользователя.
Подшипники
Опорными подшипниками ротора могут быть только радиальные или же радиально-упорные и радиальные (в мощных насосах серии 1Д – моделей 1250-125 и 1600-90). Смазка – консистентная. Могут применяться закрытые подшипники, в которые смазка заправлена изготовителем на весь срок их службы.
В стандартном изделии ротор вращается влево (взгляд – со стороны двигателя) – против хода часовой стрелки. Возможно, по желанию Заказчика, изготовление установки с правым вращением.
Действующие на ротор осевые силыв значительной степени уравновешены за счёт одновременной подачи жидкости с двух противоположных сторон. Поэтому нагрузка на подшипники является преимущественно радиальной.
Уплотнения
Протечки жидкости по поверхности вала предотвращаются одинарными торцевыми или сальниковыми уплотнениями. При температуре перекачиваемой жидкости ниже 60°С гидрозатвор сальника обеспечивается ей самой. Затворная жидкость подаётся через канал в крышке или через переводную трубку (насос 2Д2000-21).
При температуре более высокой жидкость для охлаждения и затвора подаётся к сальниковому уплотнению сторонним устройством. Если наружные поверхности ограждены от случайного прикосновения к ним – термоизолированы или ограждены – то их можно охлаждать впрямую перекачиваемой жидкостью и при таких температурах.
Соединительные муфты
В стандартной модели крутящий момент между валами передаётся втулочно-пальцевой муфтой. По заказу возможна комплектация муфтами дисковыми полужёсткими. Муфты надёжно ограждаются.
Рама
Насосы двустороннего входа типа Д монтируются на сваренной из стального проката несущей раме, имеющей очень жёсткую конструкцию. Рама крепится к монтажной основе фундаментными болтами анкерного типа.
Маркировка и пломбы
Заводская табличка находится на скобе с «глухой» стороны. На ней имеется информация, определяемая ГОСТ Р 52743-2007:
- страна производства;
- название производителя либо его товарный знак;
- знак, определяющий рынок обращения продукта;
- технические условия;
- обозначение изделия;
- подача (куб. м/час);
- напор (м);
- кавитационный запас, допускаемый (м);
- скорость вращения колеса (об/мин);
- вес;
- мощность потребления, максимальная (кВт);
- II Gb c T3 (у экземпляров взрывозашишённого исполнения);
- год выпуска;
- номер заводской;
- знак-клеймо ОТК.
Табличка агрегата крепится на раме вблизи муфты. Данные на ней такие же, как на шильдике, кроме технических параметров. Способы нанесения надписей – травление, фотохимический или ударный.
Красная стрелка на крышке показывает правильное направление вращения рабочего колеса.
Патрубки после консервации закрыты заглушками и опломбированы. Гарантийные пломбы находятся на разъеме корпуса.
Консервация
Изделия консервируются по правилам ГОСТ 9.014-78 для группы II-2.
Варианты:
- защиты неокрашенных обработанных участков – ВЗ-4;
- защиты внутренней поверхности – ВЗ-1;
- внутренней упаковки – ВУ9;
- упаковки запасных частей – ВУ-1.
Консервационный срок: для насоса Д – 3 года; запчастей – 5 лет. Условия хранения: для поставки общепромышленной – 4 (Ж2), экспортной – 6 (ОЖ-2). Расконсервация производится без его разборки.
Упаковка
Упаковываются согласно стандартам или договору по категории КУ-0. Категория упаковки запасных частей – КУ-1. По требованию договора по категории КУ-1 может быть упакован и агрегат.
Поставка производится на салазках из дерева, без тары. По договору она возможна и в ящике. Документация по эксплуатации в водонепроницаемом пакете помещается в патрубок или в клеммную коробку электродвигателя.
Запасные части, клипсы монтажные (для Д с торцевым уплотнением вала) и приборы для контроля и измерения обёрнуты вощёной бумагой, закреплённой липкой лентой. Пакуются они в пакет из полиэтилена, в трубку из картона или укладываются в тарный ящик. Упаковка укрепляется на раме агрегата или вкладывается в тару изделия при её наличии.
Транспортная маркировка упакованного груза – по ГОСТ 14192-96.