By Елизавета on 31.12.2020
Category: Насосы СМ

Техническое обслуживание

Регламентные работы по текущему техобслуживанию

При техническом обслуживании насоса СМ следует:

  1. Вести наблюдение за температурой тех мест в кронштейне, где установлены подшипники. Их допустимый нагрев: не более, чем на 40-50°С от температуры в помещении, и не выше +80°С. Для установки термодатчиков на кронштейне имеются закрытые пробками отверстия с резьбой М8×1-6Н. В качестве измерителей можно использовать такие марки термодатчиков, как РТ303-1 (РТК303) или ДТ-1Р.
  2. Добавлять смазку в подшипник: 1 месяц – через 100 часов наработки, в последующем – через 1000.
  3. Следить за уровнем утечек сквозь сальниковое уплотнение. Утечки должны быть в пределах нормы. При слишком малых нужно ослабить гайку крышки сальника, при больших – подтянуть. Если при затягивании гайки утечки не уменьшаются, то следует добавить кольцо набивки либо заменить набивку полностью.
  4. Постоянно снимать показания контрольно-измерительных приборов. В журнал наблюдений заносятся данные:

Внимание!

Главным объектом разборки является насосное устройство. Разбирая насос, важно следить за состоянием уплотнительных и посадочных поверхностей у деталей. Работы надо проводить аккуратно, не нанося даже мелких повреждений в виде царапин и забоин. Устанавливаемые вновь запасные части по местам сопряжений и посадочным поверхностям должны строго соответствовать заменяемым.

Разборка бывает частичной и полной. Обратная сборка всегда проводится в порядке, противоположном разборке.

Частичная разборка насоса

Выполняется при профилактических и мелких ремонтных работах: чистке проточной части, замене набивки в сальнике и т. п.

Порядок проведения

Для очистки проточной части:

  1. Отворачиваются гайки и шпильки, закрепляющие переходной патрубок на корпусе насоса.
  2. Патрубок снимается, и доступ к проточной части для её очищения открыт.
  3. Доступ можно получить и при съёме крышки этого патрубка.

Для смены набивки в сальнике:

Резиновые уплотнительные кольца повторно использовать не рекомендуется, а при наличии дефектов – не допускается.

Полная разборка

Эта работа необходима при замене рабочего колеса, уплотнителей, втулки защитной, подшипников. Перечень проводимых операций зависит от того, какого типа уплотнение используется в насосе – сальниковое или торцовое.

Разборка агрегата с сальниковым уплотнением

Разбираются насосы СМ (сточно-массные) в таком порядке:

  1. Отсоединяется трубопровод, подающий затворную жидкость в сальник.
  2. Снимается с муфты защитный кожух.
  3. Снимается двигатель с полумуфтой.
  4. Снимается полумуфта насоса.
  5. Освобождается фланец кронштейна от корпуса (отворачиваются гайки и шпильки).
  6. От корпуса отжимными винтами отсоединяется кронштейн с корпусом уплотнения.
  7. Ослабляется затяжка крышки сальника – отворачиваются крепящие крышку гайки.
  8. Снимается крепящий рабочее колесо к валу обтекатель.
  9. Снимается рабочее колесо.
  10. Отворачиваются болты, удерживающие корпус уплотнения на кронштейне.
  11. Корпус уплотнения с крышкой сальника отсоединяется от кронштейна.
  12. Снимается крышка, вынимается набивка с кольцом сальника.
  13. Снимается кольцо отбойное.
  14. Снимаются крышки подшипников.
  15. Вынимается из кронштейна вал вместе с подшипниками.
  16. Снимается защитная втулка.
  17. Подшипники выпрессовываются.

Признаком необходимости замены уплотняющего кольца служит уменьшение напора более чем на 10% от паспортного значения. Процедура замены состоит из таких шагов:

При отсутствии оборудования для совместной обработки кольца и корпуса можно кольцо обрабатывать отдельно, но указанный размер зазора должен быть обеспечен.

Разборка насоса с торцевым уплотнением

Порядок действий в этом случае таков:

  1. Съём защитного кожуха с муфты.
  2. Съём электродвигателя с полумуфтой.
  3. Съём полумуфты с насоса.
  4. Снятие гаек и шпилек крепления фланца кронштейна к корпусу.
  5. Отсоединение кронштейна с корпусом уплотнения от корпуса отжимными винтами.
  6. Снятие обтекателя, крепящего рабочее колесо к валу.
  7. Снятие рабочего колеса.
  8. Съём втулки с упорным кольцом и подвижной частью уплотнения.
  9. Съём подвижной части со втулки.
  10. Откручивание болтов крепления корпуса уплотнения к кронштейну.
  11. Отсоединение корпуса уплотнения от кронштейна.
  12. Выемка неподвижного кольца уплотнения из корпуса.
  13. Съём отбойного кольца.
  14. Съём крышки подшипников.
  15. Выемка из кронштейна вала с подшипниками.
  16. Выпрессовка подшипников.

При сборке агрегата с торцевым уплотнением посадочные места должны быть чистыми. На поверхностях пар трения уплотнения наличие следов смазки недопустимо. Резиновое уплотнение при установке в корпус неподвижной части смазывается глицерином.

Устранение осевого люфта вала в насосах СМ100-65-250 и СМ150-125-315

Максимально допустимая величина люфта в осевом направлении – 0,3 мм (учитывается тепловой зазор). При превышении её люфт корректируется следующей последовательностью действий:

  1. Болты крепления крышки подшипника к кронштейну закручиваются равномерно, пока ручное проворачивание вала не встретит сопротивления.
  2. Регулировочные винты закручиваются до соприкосновения с торцом кронштейна насоса.
  3. Болты крепления выкручиваются на четверть оборота (на 90°).
  4. Регулировочные винты закручиваются до упора и закрепляются контргайками.

Повторение п. 1. Предельный момент затяжки болтов – 8,6 Н·м.

Leave Comments