Компрессор МК3-100 и компрессорная установка на его основе К-14 – пневматические устройства для вырабатывания сжатого воздуха.
Условия эксплуатации
Изготавливается в исполнении УХЛ 4.2 и используется:
- на высоте над уровнем моря до 1 км;
- при температурах воздуха от +10 до +40°С;
- при относительной влажности его не выше 80% (для температуры +25°С).
Электропитание – общепотребительская сеть (220 В, 50 Гц).
Технические характеристики
Здесь приведены параметры как непосредственного самого компрессора МК3-100, так и установки К-14 (в скобках):
- Производительность номинальная, м³/час – 0,1 (0,2);
- Максимальное выходное давление в сжатом воздухе, МПа (кгс/см²) – 0,8
- Минимальный объём баллона (ресивера), м³ – 0,018 (0,06);
- Мощность, установленная, кВт – 1,1 (2,2);
- Расход масла, максимальный, г/час – 10 (20);
- Максимальное усилие перемещения, Н – 100 (200);
- Максимальный вес (без масла), кг – 30 (70);
- Предельные размеры (Д×Ш×В), мм – 660×370×570 (1030×480×770).
Конструкция
Основные узлы:
- компрессорная головка модели МК212 (у К-14 их – две);
- баллон (у К-14 – ресивер);
- нагнетательный трубопровод;
- реле давления.
Компрессорная головка
Головка (производства фирмы Fini, Италия)смонтирована на плите-основании, которая приварена к баллону. Вырабатываемый воздух из неё по нагнетательному трубопроводу поступает непосредственно в воздухосборник.
Поршневая 2-х ступенчатая головка производства фирмы Fini (Италия) с воздушным охлаждением состоит из:
- картера;
- цилиндра;
- крышки цилиндра;
- блока клапанов;
- электродвигателя с эксцентриком на валу;
- шатуна на кривошипе эксцентрика;
- поршня;
- воздушного фильтра.
Такие элементы, как картер, цилиндр, крышка, шатун и поршень выполнены из алюминиевого сплава. Цилиндр и его крышка коробчатой формы имеют рёбра охлаждения. Крышка изнутри разделена перегородкой на отсеки всасывания и нагнетания. Поршневых колец – 3: маслосъёмное и пара компрессионных. Система смазки рабочих деталей – разбрызгивание. Уровень масла в картере контролируется с помощью щупа.
Баллон или ресивер
Воздухосборник – это сварная ёмкость из стали с днищами эллиптической выпуклой формы. Он одновременно является и опорной конструкцией с колёсами на днище, на которых частью компрессор МК3-100 и перемещается.
Назначение воздухосборника:
- сглаживание воздушных пульсаций, порождаемых циклическим движением поршней;
- выравнивание колебания давления в нагнетательном трубопроводе при неравномерности потребления сжатого воздуха;
- снижение влажности и загрязнённости масляными парами (за счёт охлаждения) и запылённости (за счёт успокоения потока) рабочего воздуха.
На баллоне (ресивере) смонтированы приборы (манометр и реле давления) и арматура и приспособления (вентиль раздаточный; клапаны, предохранительный и обратный, сливная пробка).
Манометр служит для визуального контроля над давлением воздуха в сосуде. Реле автоматически включает и выключает электродвигатель при снижении или превышении, соответственно, заданных значений давления. Пределы регулирования – от 0,4 до 0,8 МПа. Рабочий диапазон – 0,2 МПа. Ручное управление осуществляется переключателем на реле. Предохранительный клапан предназначен для защиты воздухосборника от избыточного давления (превышающего 0,95±0,05 МПа).
Принцип действия
Атмосферный воздух поступает в крышку цилиндра через входной фильтр. Движущийся вниз поршень создаёт в цилиндре разрежение. Воздух своим давлением открывает всасывающий клапан и входит в цилиндр. При возвращении поршня назад давление в области над поршнем начинает возрастать, всасывающий клапан закрывается. По достижении давлением определённого значения открывается клапан нагнетательный, через который воздух выдавливается в выходной трубопровод и далее – в воздухосборник. Потребителю рабочий газ подаётся через раздаточный вентиль.
Порядок использования
Устанавливается на ровной горизонтальной поверхности в месте, куда обеспечен свободный проход для обслуживания и где хорошо видна шкала манометра.
Электропитание
Подключаются к электросети через устройство защитного отключения. Предохранители: для МК3-100 – на 20 А, для К-14 – на 40 А.
Продолжительность непрерывной работы – не более 30 минут.
Безопасность
Заземлению подлежат: компрессор, реле и розетка.
Если он используется после более чем месячного простоя, проверке подлежит сопротивление изоляции в статоре. Эта величина в обмотках не должна быть ниже 1 мегаом. Измерение проводится при напряжении 500 В. Двигатель с меньшим сопротивлением должен быть просушен.
Сушку можно проводить двумя путями:
- включением электромотора при 10-15% от номинального напряжения (с заторможенным ротором);
- наружным обогревом (электролампами, сушильной печью и пр.) с плавным повышением температуры (не выше +100°С).
Категорически запрещается:
- работать при неисправности предохранительного клапана, манометра и реле давления.
- проводить обслуживающие работы на подключённом к сети агрегате и при наличии в магистрали и воздухосборнике давления;
- оставлять его после работы с остаточным воздухом в баллоне (ресивере);
- прикасаться к цилиндру, крышке головки, нагнетательному трубопроводу, когда он находится в используемом состоянии;
- оставлять компрессор МК3-100 подключенным к сети при отключении электроснабжения или перебоях с ним;
- работать при уровне масла ниже, чем нижняя метка на щупе;
- эксплуатация при наличии посторонних шумов в двигателе.
Техническое обслуживание
- Плановые: ТО1 – через 170 часов наработки, ТО2 – через 500.
- Текущее – ежесменно.
- Время обкатки – 100 часов.