Меры безопасности
Дизельные насосы ДНА являются машинами длительной непрерывной работы. При включенном состоянии не требуют постоянного присутствия техперсонала с непосредственным контактом. Агрегаты источниками вибрационной опасности не являются.
Правила эксплуатации
Насосные агрегаты ДНА представляют собой мощные механизмы, работающие на жидком топливе, поэтому при их использовании соблюдать все правила обращения с ними нужно строго.
Запрещается
- проливать на них горюче-смазочные материалы;
- располагать легковоспламеняющиеся материалы и предметы вблизи глушителей и выхлопных коллекторов;
- обогревать или освещать оборудование открытым пламенем;
- оставлять работающий ДНА без присмотра;
- работать с неисправными приборами измерения и контроля;
- запускать с открытым карданным кожухом;
- откручивать пробку радиатора охлаждения при включенном насосе;
- обслуживать работающий агрегат;
- работать с ДНА в помещении при отсутствии вывода выхлопных газов наружу и вентиляции;
- прикасаться во время работы устройства к тем частям насоса; которые могут нагреваться до 45°С и выше;
- проводить обслуживание электрической части с соединённой с массой минусовой клеммой аккумулятора;
- включать установку при неправильном подсоединении полюсов аккумулятора к генератору (должно быть «плюс» – к «плюсу»);
- тестировать генератор путём соединения между собой клемм «+», «-» и «Ш».
Останов агрегата
Насосы ДНА останавливаются в двух режимах – штатном и аварийном.
Останов штатный
Порядок остановки таков:
- первой закрывается задвижка выходная;
- затем закрывается входная, если она есть;
- обороты двигателя плавно уменьшаются до холостого хода;
- включается сцепление (рычаг – вертикально);
- если ДНА работал долго, то надо дать двигателю проработать от 3 до 5 минут на малых оборотах;
- отключается питание кнопкой «СТОП» на пульте управления;
- отсоединить электросхему от «массы» нажатием кнопки «МАССА».
Если агрегат останавливается надолго и/или готовится к консервации, жидкость удаляется через отверстия для слива. Она также сливается при временных перерывах в работе, если температура воды не выше +1°С, во избежание замерзания её в насосе и трубопроводе.
Останов аварийный
В этом режиме насос с дизельным приводом останавливается вручную оператором или системой защиты агрегата. К аварийным случаям относятся:
- перегревание подшипников (температура выше 90°С);
- скачкообразное поведение стрелок в приборах;
- повышенный шум и вибрация компонентов агрегата;
- разгерметизация трубопроводов и насоса;
- резкое нарастание мощности, потребляемой насосом;
- другие нарушения в пользовательском режиме работы агрегата.
Последовательность действий при аварийном прерывании работы ДНА:
- отключение двигателя (кнопка «СТОП» на пульте управления);
- закрытие задвижки на выходном трубопроводе;
- закрытие задвижки на входном трубопроводе (если она существует).
Двигатель автоматически останавливается при уменьшении давления масла ниже значения 0,04-0,07 МПа (0,4-0,7 кгс/см²). Предупреждающий сигнал подаётся при перегреве охладителя (выше 98-104°С).
Неисправности в ДНА и методы их ликвидации
Вероятная причина
|
Действия по устранению
|
1. Отказ дистанционных КИП, системы аварийной защиты и сигнализации
|
Отсутствие электрических контактов
|
Проверка контактов
|
Обрыв предохранителей в ПУ. выключатель-автомат отключен или имеет дефект
|
Замена предохранителей. Включение QF1 или замена неисправного
|
Обрыв в линиях сигнализации или аварийной защиты
|
Проверка цепей с восстановлением соединений
|
Неисправность датчика
|
Замена датчика
|
2. Отсутствие пуска двигателя с ПУ
|
Разрядка аккумуляторов
|
Зарядка аккумуляторов
|
Неисправность реле К1
|
Замена реле
|
Неполадки в электрической цепи внутри ПУ или подачи управляющего сигнала
|
Проверка цепей с восстановлением соединений
|
Неисправность кнопки «ПУСК»
|
Очистка контактов в кнопке или её замена
|
3. Перегревание электрических контактов с обгоранием или окислением мест соединений
|
Непрочность крепления контактов
|
Подтяжка контактов после их очистки
|
Нарушение изоляции
|
Повышение надёжности изоляции или замена проводов
|
4. Заполнение насоса происходит долго или не происходит вовсе
|
Негерметичность всасывающей линии
|
Проверка и восстановление герметичности подающего трубопровода и стыков в линии
|
Протечка в сальниковом уплотнителе насоса
|
Подтягивание крышек сальников или замена уплотнения
|
Засорение входного фильтра
|
Очистка фильтра
|
Превышение высоты всасывания
|
Уменьшение высоты всасывания до нормативной
|
5. Повышенный уровень вибрации и шума насоса ДНА
|
Кавитационный режим работы насоса
|
Сокращение подачи насоса уменьшением выходного сечения задвижкой. Снижение высоты всасывания
|
Попадание в насос крупного сора или постороннего предмета
|
Разборка насоса с очисткой полостей и каналов. Проверка состояния входного фильтра
|
6. Несоответствие параметров насоса паспортным
|
Отсутствие выходного давления. Присутствие воздуха в рабочей камере насоса
|
Для режима с подпором – выпуск воздуха из камеры насоса. Для режима с разрежением – заполнение водой согласно инструкции или мероприятия по п. 4
|
Пониженное выходное давление
|
Уменьшение просвета выходной задвижки
|