Упорные подшипники предназначены для обеспечения опоры, подвижной в направлениях вращения и неподвижной в осевом. В местах установки этих узлов радиальные нагрузки должны быть исключены. Тела качения в упорных подшипниках могут иметь шариковую, цилиндрическую или бочкообразную форму.
Упорные шариковые подшипники
Подшипники упорные с шариковыми элементами отличаются между собой:
- формой опорной поверхности свободного кольца, задаваемой формой посадочной поверхности внешнего кольца;
- наличием или отсутствием подкладного кольца со сферической поверхностью;
- числом рядов шариковых тел – 1 или 2.
Упорные шариковые подшипники первого типа являются самыми простыми по конструкции и при установке перекоса вала не допускают. Узлы второго типа небольшие перекосы могут скомпенсировать. Упорные конструкции с двумя рядами шариковых элементов предназначены для восприятия осевых нагрузок в обоих противоположных направлениях. Сепараторы для упорных шариковых подшипников изготавливаются из стали методом штамповки либо из латуни методом механической обработки.
Величина грузоподъёмности, указанная в таблицах для шариковых подшипников упорного типа, приводится для сепараторов стандартных. Сепараторы другого вида обеспечивают иную грузоподъёмность данного номера упорного шарикового подшипника.
Упорные роликовые подшипники
С цилиндрическими элементами
Эти упорные узлы, в отличие от шариковых, рассчитаны на очень высокие осевые нагрузки. Поэтому они предназначаются к использованию в узлах, находящихся под действием больших аксиальных сил. Жёсткость осевая таких упорных подшипников также исключительно велика. Стандартные сепараторы в изделиях – из латуни, обработанной механическим способом.
Со сферическими элементами
Роликовые элементы качения этого типа упорных подшипников имеют бочкообразную поверхность. Такая конфигурация придаёт изделию способность самоустановки, что позволяет монтировать их с небольшой погрешностью и на валах с малыми отклонениями от нормали к корпусу. В этом заключается их основное преимущество перед шариковыми упорными подшипниками.
Усиленное исполнение изделия обладает повышенной грузоподъёмностью и снабжается сепаратором штампованной конструкции. Распознать такую модификацию можно по суффиксу Е в номере подшипника.
При использовании упорных подшипников со сферическими роликами рекомендуется:
- Для установки на горизонтальных валах, а также для скоростей повышенных применять подшипники с латунными сепараторами с механической обработкой.
- Обеспечить смазку узла маслом и при малых скоростях. Это необходимо из-за наличия мест с затруднением проникновения туда смазки.
- Обеспечить заплечики опирающегося вала прочностью, необходимой для надёжной опоры прокладочному его кольцу. Крайне актуально при повышенной величине нагрузки на упорный подшипник.
- Не превышать по несоосности предельных величин (1-2˚, в зависимости от размера упорного подшипника).
Для исключения взаимного проскальзывания деталей изделия следует обеспечивать им осевую нагрузку постоянной минимальной величины.