Дымосос – устройство для вывода продуктов сгорания в атмосферу за счёт создания искусственной тяги в камере горения и дымоходе. Дымососы марки Д имеют номера модификаций от 8 до 20, обозначающие в дециметрах диаметр рабочего колеса вентилятора.
Устройство дымососов
Дымовые газы всасываются через входной патрубок. Они поступают в центральную область ротора, который вращается с большой скоростью. Ротор состоит из диска с лопатками на краях. Он опирается на вынесенные вне кожуха устройства подшипники. Внутреннее пространство спиралевидного кожуха представляет собой рабочую камеру.
Диск насаживается на втулку, которая крепится на валу. Ротор своими лопатками забирает газы, поступающие во внутреннюю полости дымососа. Своим вращением он сообщает им центробежное движение в обечайку с выходным патрубком (диффузором), выходящим в дымовую трубу.
Диффузор имеет расширяющуюся конфигурацию. Угол его раскрытия невелик. В другом патрубке, на входе, располагаются поворотные лопасти. Они управляются вручную и служат для изменения производительности дымососов.
Дымосос для малой котельной можно устанавливать на цоколе дымовой трубы из железа. Его составляют: сам дымосос, дымовые заслонки и труба. Газы, которые вытягиваются из котла, направляются этим механизмом в трубу через диффузор. Размещать заслонки нужно так, чтобы газы могли проходить прямо в трубу, минуя дымосос.
Дымососы в конструктивном плане имеют свою специфику, связанные с высокой температурой (до 200 – 250оС) рабочей среды:
- элементы, подвергающиеся её воздействию: корпус, рабочее колесо и его ступица, направляющий аппарат и др. изготавливаются из жаропрочных сортов стали;
- имеется масляная ванна со змеевиком, в котором циркулирует охлаждающая вода;
- корпус покрыт сверху теплоизоляцией.
Нагрузка регулируется направляющим аппаратом. Можно плавно изменять напор, что позволяет существенно снизить энергопотребление привода дымососа при уменьшении нагрузки котлового оборудования.
Дутьевой вентилятор
Этот механизм составляют: ходовая часть, корпус-улитка с двумя патрубками – входным (всасывающим) и выходным (нагнетательным), – рабочее колесо и направляющий аппарат.
- Ходовую часть формирует вал, укреплённый на паре подшипников (шариковых или роликовых). Она находится целиком в масляной ванне с крышкой и поддоном. Масло в ванне – веретенное или турбинное. Контрольными приборами для проверки состояния масла являются термометр и указатель уровня. Масло охлаждается водой, подаваемой по предназначенному для этого патрубку.
- Рабочее колесо – диск с лопатками с концами, соединёнными между собой кольцом. Лопатки привариваются или приклёпываются. Диск на валу крепится посредством приваренной к нему втулки (ступицы). Вращаясь, рабочее колесо вентилятора создаёт в области, прилегающей к его центру, разрежение. Воздух, всасываемый по воздуховоду к центру колеса, создаваемой лопатками колеса центробежной силой отбрасывается от центра к периферийной зоне. Под действием этой силы он вытесняется в воздуховод и поступает далее в зону горения топлива.
- Направляющий аппарат служит для регулировки скорости подачи воздуха в топку. Его месторасположение – всасывающий патрубок, находящийся перед вентилятором. Аппарат представляет собой металлический патрубок с монтажными фланцами. Внутри него находятся поворотные лопатки. Эти лопатки поворачиваются на один и тот же угол одновременно при помощи общего поворотного механизма. Профиль лопаток таков, что они направляют поток поступающего воздуха сразу в сторону вращения ротора вентилятора. Это способствует снижению сопротивления воздуха и, соответственно, к устранению излишних затрат энергии и повышению производительности механизма.
Из дутьевых вентиляторов наиболее популярными являются изделия серии ВД с модификациями от 6 до 20. Здесь также численная величина отражает в дециметрах диаметр рабочего колес.
Так как производительность вентиляторных устройств отображается в кубометрах в единицу времени, то дутьевые механизмы выбираются по меньшим значениям этого параметра, чем дымососы. Связано это с сильным увеличением объёма воздуха при повышении его температуры на сотни градусов.