Возведение зданий из монолитного бетона и железобетона – одна из наиболее распространенных строительных технологий. При этом производственный процесс предполагает перемещение огромных масс раствора в вертикальном и горизонтальном направлении. Естественно, осуществить такие объемы работ вручную весьма затруднительно. Да в этом и нет необходимости, поскольку для выполнения автоматической транспортировки смеси на строительной площадке применяются бетононасосы стационарные. На самом деле название достаточно условное, поскольку все современные бетононасосы снабжены шасси того или иного вида. Однако перемещение столь габаритного и тяжелого оборудования между объектами – это отдельная транспортная операция, поэтому насос находится на одном месте все время, пока он необходим. Отсюда и название.
Порядок действия насоса довольно прост: автомобиль-миксер с растворного узла доставляет готовый бетон и вываливает его в приемный бункер механизма. Впрочем, некоторые строительные организации предпочитают готовить смесь самостоятельно, прямо на площадке. В таком случае бетономешалка с самовыгрузкой располагается рядом с насосом. Когда смесь загружена в бункер, в дело вступают специальные поршни, создающие давление в цилиндрах и проталкивающие раствор в шланги-бетоноводы. При этом высота подъема бетона может превышать сотню метров, а горизонтальное расстояние подачи достигает нескольких сотен метров. Однако с учетом размеров современных зданий и этого хватает не всегда. Тогда возникает необходимость использовать для подъема бетона кран башенный, снабженный специальным самовыгружающимся поддоном, либо устраивать каскадную линию из нескольких насосов, расположенных последовательно на разных уровнях.
Помимо показателей мощности и характеристик дальности перемещения смеси, очень важным параметром является отказоустойчивость насоса. Ведь бетонный раствор имеет определенное время схватывания. Пока происходит его перемешивание и транспортировка, неприятности исключены. Но, если насос отключится или поломается в загруженном состоянии, то через несколько часов произойдет застывание бетона, и устройство потребует серьезного и дорогостоящего ремонта. Поэтому многие модели оснащены вспомогательными двигателями, например, основным – электрическим и дополнительным – дизельным. В аварийной ситуации это позволяет хотя бы очистить оборудование от остатков бетона.