Питание современных двигателей топливом осуществляется принудительно при помощи топливных насосов, расположенных на двигателях. Существует ряд способов питания двигателя, которые в различных вариантах используются в современных системах. Основными способами подачи топлива к двигателю являются: питание самотеком, сверхдавлением в баках и питание при помощи насосов. В современной топливной схеме самолета, с низко расположенными баками в крыльях или фюзеляже, питание самотеком не может быть обеспечено, так как в некоторых случаях карбюраторы расположены выше уровня топлива в баках.
Все же топливо самотеком подается в нижнюю точку системы сборный коллектор или расходный бак, откуда оно засасывается насосом. Одно время систему подачи топлива для высотных самолетов предлагали осуществлять путем повышения давления в баках. В баки предполагалось нагнетать воздух и таким путем без помощи насосов обеспечивать питание на больших высотах.
Однако этот способ в авиации не привился вследствие того, что повышенные давления приводят к утяжелению конструкции баков и, главное, потому что повреждения бака (пробоина, трещина) приводят к прекращению подачи топлива.
Теперь повышение давления в баках используют в комбинации с питанием двигателя насосом, причем для безопасности в пожарном отношении в баки подается нейтральный газ, не поддерживающий горения, например, углекислый газ, азот, или отработанные газы.
Чем проще схема топливной системы, тем надежнее она в эксплуатации, поэтому конструкторы стремятся к осуществлению наиболее простой схемы. Например, когда схема питания топливом состоит из трех баков. Два верхних (передний и задний) подают топливо в нижний бак, из которого оно поступает к насосу. При наличии на самолете большого количества баков и если самолет предназначен для полета на больших высотах, система значительно усложняется. Появляется большое количество кранов, расходных баков, насосов подкачки и т. д.
Разновидности схемы питания топливом зависят от следующих факторов:
- количества баков и расположения их на самолете;
- способа подвода топлива из баков к общей магистрали;
- числа комбинаций питания из разных баков или групп их;
- способа увеличения живучести и надежности системы питания.
От этих факторов зависит установка дополнительных или ручных насосов, насосов подкачки топлива и системы кольцевания после насосов на многомоторных самолетах. Последовательность расположения агрегатов топливной системы по направлению движения топлива от баков к мотору изображается на принципиальной схеме. Компоновка и расположение агрегатов на самолете даются на монтажной схеме.
В системах предусматривается установка кранов, прекращающих подачу топлива к двигателю в аварийных случаях, например, при возникновении пожара, при остановке или повреждении двигателя.
При расположении большого количества баков на самолете, желательной схемой выработки топлива является следующая: вначале вырабатывается топливо из дополнительных подвесных баков, затем питание переключают на группу наиболее удаленных баков в крыле и в последнюю очередь вырабатывается топливо из фюзеляжного бака. Однако это обеспечивается при наличии кранов, которыми можно регулировать выработку из разных баков.