Проверка подшипниковых узлов является обязательной позицией при проведении планового или непланового технического обслуживания электродвигателя. От состояния этих опорных элементов во многом зависит работоспособность изделия.
При эксплуатации двигателя в подшипниковых узлах требуется контролировать:
- шум и вибрацию;
- температуру;
- наличие и состояние смазки;
- состояние подшипников.
Правила замены
- Расчётный ресурс закрытых подшипников 20 000 часов работы. По окончании этого срока их нужно менять. Снимаются они с вала только специальным съёмником и лишь при замене.
- Замена производится и при дефектах, которые дают о себе знать нехарактерными для нормальной работы звуками или заеданием при вращении.
- При насадке на вал подшипники нагревают до 80-90°С: открытые – в минеральном масле, закрытые – в воздухе. Насаживать на вал с излишним усилием или ударами запрещается.
- Состояние подшипников рекомендуется определять специальным прибором вибродиагностики с анализатором спектра колебаний.
Смазка подшипников
В закрытых подшипниках заложенная при изготовлении смазка рассчитана на весь срок службы детали. Открытые подшипники в двигателях заполнены смазкой на заводе-изготовителе.
Сроки пополнения
Смазка открытых подшипников в электродвигателях должна пополняться, как минимум, раз в два года. У используемого оборудования срок пополнения определяется наработкой. Величина наработки зависит от синхронной скорости вращения вала, температуры окружающей среды и расположения вала – горизонтального или вертикального.
Она составляет:
- для горизонтально расположенного вала при температуре +25°С: если скорость вращения 3000 оборотов в минуту – 3000 часов, 1500 – 4000, 1000 – 6000, 750 – 10 000, 600 – 13 000;
- для вертикального при +25°С и горизонтального при +40°С все эти значения вдвое меньше;
- для вертикального при +40°С – ещё вдвое меньше.
Если электродвигатели эксплуатируются при особых условиях и с перегрузкой, то все указанные сроки сокращаются в 2 раза.
Количество смазки, необходимое для пополнения, указывается в руководстве по эксплуатации. Смазка пополняется только 2 раза. Далее она заменяется целиком.
Порядок смазки
- Пополнение производится втиранием в сепаратор до уровня обоймы и заполнением на треть полости в крышке подшипника ближе к периферийной части.
- При полной замене – крышка подшипника снимается; ветошью, смоченной бензином, убирается старая смазка с подшипника и полости его крышки.
- При замене с помощью шприца, для предотвращения попадания смазки в двигатель, сливные пробки выворачиваются.
- для климатических исполнений от ХЛ1 до УХЛ2 – ЦИАТИМ-221;
- от УХЛ4 до Т2 – Литол-24.
Используемые марки смазочных средств
Допустимо использование других марок с такой же основой.
Смешивать смазку на литиевой основе (типа Литол-24) с другими на основе кальция (солидол), натрия и алюминия нельзя.
Сменные уплотнения по валу
Степень защиты IP55 обеспечивается уплотнением по линии вала. Срок замены уплотнений:
- V-образного резинового – 4000 часов;
- манжеты армированной (по ГОСТ 8752-79) – 1500 часов.
Замена V-образного производится при проворачивании вала с подгонкой уплотнения к его поверхности. Торцевая поверхность трения на крышке и в щите подшипника смазывается тонким слоем ЦИАТИМ-221. Эта же смазка закладывается между манжетой и подшипником при установке армированного уплотнения.