Цель текущего ремонта насосов типа Д и основанных на них агрегатов – устранение выявленных в процессе эксплуатации дефектов в оборудовании. Повреждённые детали восстанавливаются или заменяются.
Правила безопасности
Текущий ремонт производится при следующих условиях:
- на остановленном агрегате;
- при отключении электродвигатели от сети;
- атмосферном давлении внутри корпуса насоса;
- температуре поверхности изделия не выше 45°С.
При текущем ремонте внутренних компонент насоса Д его полости должны быть осушены.
Разборка агрегата
Агрегат серии Д разбирается при необходимости извлечения повреждённых узлов и деталей. Перед работой принимаются меры по исключению возможности непреднамеренного включения оборудования. Запорная оснастка в обоих трубопроводах должна быть закрыта.
Подготовка к разборке
Прежде чем приступать к данному процессу, его нужно обеспечить следующим:
- верстаками для слесарных работ;
- потребным набором инструментов;
- настилами для размещения деталей и сборочных узлов агрегата;
- подъёмными устройствами нужной мощности с соответствующими такелажными приспособлениями;
- измерительными приборами и инструментами;
- материалами для протирки;
- необходимой документацией (паспортом, инструкциями и руководствами).
Порядок разборки насоса Д
При проведении работ крайне важно следить за тем, чтобы случайно не повредить поверхности под уплотнители и посадку. Взаимное расположение деталей, во избежание ошибки при сборке, нужно маркировать. Детали менять местами нельзя.
Новые элементы (быстроизнашивающиеся и запасные компоненты), устанавливаемые в насосы Д, должны быть чистыми. Для удаления консервирующего состава используется минеральное масло в жидкой форме при температуре 105-110°С. Время погружения детали в масло – 5-10 минут. Новые детали должны строго соответствовать по местам посадки и сопряжений заменяемым.
Последовательность операций
Для замены рабочего колеса, уплотняющего кольца, торцевого или сальникового уплотнения, защитной втулки и подшипников необходимо вначале добраться до ротора. Проводится это в таком порядке:
Разборка насоса Д
- Отсоединяются трубопроводы внешней системы охлаждения (гидрозатвора) уплотнения.
- Снимается защитный кожух для муфты.
- Вынимаются скрепляющие муфту пальцы и разделяются полумуфты двигателя и насоса.
- У сальникового уплотнения отворачиваются крепящие крышку сальника гайки, крышка сдвигается.
- У торцевых уплотнений прежде устанавливаются монтажные клипсы, затем откручиваются винты крепления втулки уплотнения к валу. После этого отворачиваются гайки крепления крышки торцевого уплотнения к корпусу насоса Д, и уплотнение смещается.
- Отворачиваются гайки, прижимающие крышку насоса к его корпусу. Крышка отжимается упорными винтами М12 и снимается со штифтами фиксации вместе.
- Откручиваются гайки крепления скоб к корпусу, и снимаются скобы.
- Вынимается ротор с уплотнительными кольцами и устанавливается на слесарном стеллаже на направляющих втулках.
Разборка ротора
Элементы ротора снимаются в следующей последовательности:
- Полумуфта насоса Д и её шпонка.
- Крышки подшипников.
- Стопорные шайбы.
- Стаканы подшипников вместе с ними.
- Упорные втулки.
- Отбойные кольца.
- Уплотнение.
- Направляющие втулки.
- Уплотняющие кольца.
- Рабочее колесо и его шпонка.
Примечание.
Порядок разборки уплотнений:
- Сальникового – вначале снимаются крышки сальника, далее – набивки, кольца сальника и грунд-буксы, гайки и шайбы, специальные шпонки, защитные втулки, резиновые кольца.
- Торцевого – уплотнение целиком, с монтажными клипсами, крепление (гайки с шайбами). Процедура разборки самого уплотнения проводится по правилам в Руководстве по его эксплуатации.
Технология разборки электродвигателя описана в его эксплуатационной документации. Перед действиями двигатель должен быть освобождён от полумуфты со шпонкой.