Игольчатый роликовый подшипник – изделие с роликами цилиндрической формы, диаметр которых намного меньше их длины. Отличается он большой грузоподъемностью и выгоден при проектировании систем подшипников при наличии в конструкциях ограничений для них по радиусу.
Особенности и типы игольчатых роликовых подшипников
Роликовые элементы скруглены на окончаниях. Это способствует снижению механического напряжения на кромках и вероятности получения повреждений подшипником.
Существуют роликовые подшипники с элементами качения игольчатого типа:
- с наружным кольцом, изготавливаемым штампованием, с наличием уплотнения и с его отсутствием, с торцами открытой и закрытой формы;
- с кольцом внутренним и без него, имеющим уплотнение и не имеющим;
- сепараторы с роликовыми элементами с игольчатым исполнением;
- самоустанавливающиеся;
- скомбинированные с подшипником упорным или опорными шарикового и роликового типа;
- а также иной конфигурации.
Компенсация перекоса
Модифицированность линейного с дорожками качения контакта у игольчатых роликовых элементов, помимо уменьшения оконечного напряжения, способствует также уравновешиванию отклонений вала относительно корпуса в пределах очень малых величин. Балансировка происходит за счёт длины большого количества игольчатых элементов качения, превосходящей их диаметр в 3-10 и более раз.
Если у роликового игольчатого подшипника наружное кольцо получено методом штамповки, то проверка размеров по точности практически невозможна. Причиной этого является то, что у этого кольца из тонкого листа могут быть отклонения от формы идеального круга по причинам чисто технологического характера. Правильную же наружную свою форму игольчатый подшипник приобретает лишь в результате запрессования его в посадочное для него отверстие в корпусе.
Для обеспечения равномерности распределения нагрузки меж парой подшипников игольчатой конструкции, расположенными вблизи друг друга, нужно добиваться одной величины отклонения их от реального диаметра огибающей роликовые элементы окружности.
Сепараторы
В подшипниках с игольчатыми роликовыми элементами обычно устанавливаются сепараторы из стали, в том числе листовой. Но они могут быть также полиамидными с армированием стекловолокном.
Технологические исполнения игольчатых подшипников
- Общего назначения, без обойм. Эти роликовые подшипники обладают отличными эксплуатационными характеристиками. Игольчатые элементы расположены в особо прочном корпусе с профилем, обеспечивающим точность их направления. Высокая механическая жёсткость и большой объём для смазки гарантируют надёжность работы при разнообразных режимах эксплуатации: на высокой скорости, на разных типах вращения. Малый вес и диаметр роликовых элементов делает подшипники незаменимыми в применении в механизмах для особых условий.
- С обоймами, механически обработанными (с бортами). Эти игольчатые подшипники используются в шатунах различных машин. Они сохраняют свои характеристики при высоких механических и температурных нагрузках и скоростях вращения. Повышенная жёсткость и износостойкость изделий обусловили их преимущества перед другими роликовыми и шариковыми подшипниками в своей технологической нише. Конструкторы широко используют их в двигателях для мощных гоночных мотоциклов, снегоходов, скоростных компрессоров, автомобилей малого формата, в универсальных моторах и т. д.
- Комбинированные. Это подшипники, в которых одновременно присутствует игольчатая роликовая и другая конструкция. Дополняющий тип может быть радиальным либо радиально-упорным шариковым, или же упорным роликовым. Игольчатый подшипник является компонентой, на которую ложится радиальная нагрузка. При этом другой подшипник, будь то роликовый или шариковый, будет ответственен за нагрузку осевую. Преимущество комбинированных изделий состоит в одновременном принятии механического давления в любом направлении. Они компактны и имеют большое распространение в конструкциях разнообразных типов промышленного оборудования.
Игольчатые роликовые подшипники повышают долговечность машин и механизмов, увеличивая заодно и их ресурсосбережение. Номенклатурный ряд этих изделий чрезвычайно широк, поэтому велик и парк оборудования и инструментария, в котором они используются.