Для перекачивания жидкостей человек использует насосы различных типов – это и циркуляционные, нагнетательные, и прочие. По сути – это устройство, гидравлический агрегат, который создан человеком специально для перемещения жидкостей путем воздействия на них потенциальной или кинетической энергией.
Как правило, насос состоит из электрического двигателя, создающего крутящий момент, вала, передающего вращение и испытывающего высокие нагрузки, рабочего колеса, которое и передает энергию жидкости, рабочей камеры, трубопровода. Однако существуют десятки разных видов агрегатов, которые различаются и по конструкции, и по КПД, и по специфике перекачиваемых жидкостей. Таким образом, насосы для дизельного топлива и нефтепродуктом могут значительно отличаться от аппаратов, предназначенных для перекачивания воды.
Специфика жидкостей.
Такое разнообразие видов объясняется тем, что перед человеком возникает необходимость перекачивания самых разнообразных жидкостей. Для каждой жидкости характерны какие-то свои уникальные свойства – вязкость, плотность, температура замерзания, химическая активность. Именно поэтому существуют насосы для дизельного топлива и для воды, для агрессивных кислот, растворителей и прочие.
Это далеко не полный и лишь обобщающий список, но уже становится понятно, что разновидностей жидкостей очень много, причем каждая из них обладает своими свойствами, а, следовательно - и агрегаты для них будут отличаться друг от друга.
Переходя к самим насосам, для начала следует провести небольшую их классификацию по типам.
Классификация.
Для начала насосы будут классифицироваться по типу конструкции и принципу действия, а каждая категория будет содержать подкатегории: возвратно-поступательные (объемные) – поршневые и мембранные.
Все они в свою очередь делятся по способу воздействия и форме, расположению поршней, виду привода: простого/двойного действия, горизонтальные/вертикальные, аксиальные/радиальные, клапанные, лопастные, плунжерные, роторные, шестеренные, винтовые, коловратные, пластинчатые, роликовые, динамические, лопастные, вихревые, специальные, струйные, электромагнитные.
О каждом из этих типов можно рассказывать очень долго, мы же заострим свое внимания на тех типах, к которым имеют отношение насосы для дизельного топлива. Во-первых, следует сразу сделать поправку на то, что аппараты для дизельного топлива способны перекачивать не только солярку, но и прочие нефтепродукты, обладающие определенными физическими и химическими свойствами, например жидкие масла.
Особенности насосов, предназначенных для перекачивания нефтепродуктов.
Во-первых, речь идет о работе с взрывоопасными веществами, поэтому корпус должен быть защищен, чтобы ни при каких обстоятельствах работа электропривода не смогла спровоцировать воспламенение. Во-вторых, как известно, жидкости оказывают определенное воздействие на металл, поэтому агрегаты для дизельного топлива изготавливаются с использованием следующих материалов: бронза, алюминий, латунь, чугун, нержавеющая сталь. При контакте с дизтопливом эти виды металлов не реагируют и не взаимодействуют с ним.
На самом деле при изготовлении насосов для дизельного топлива могут применяться любые типы конструкции. Таким образом, выбор будет зависеть от того, какие объемы планируется перекачивать и какова степень загрязненности жидкостей.
Различаются такие аппараты и по КПД. Существуют даже миниатюрные простейшие аппараты, работа которых обеспечивается вращающей способностью дрели – своеобразный «ручной» насос. Его производительность составляет около 20 литров в минуту, тогда как производительность среднего электрического с напряжением питания 12 – 24В может доходить до 80 литров в минуту. Понятно, что источником питания для такого аппарата может являться аккумулятор автомобиля, что является большим плюсом.
Динамические насосы для дизельного топлива способны перекачивать большие объемы жидкости и отличаются тем, что способны работать даже с жидкостями, обладающими высокой степенью загрязненности. Основным их минусом является необходимость предварительного заполнения трубопровода, так как они не являются самовсасывающими.
Области применения.
Естественно, что насосы для дизельного топлива и прочих нефтепродуктов находят широкое применение в нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей промышленности. Абсолютно все заправочные станции работают именно за счет таких аппаратов для дизельного топлива с высокой производительностью. Подъем жидкости насосом в среднем может составлять от пяти до десяти метров, с подачей в 30 метров, чего может быть вполне достаточно для АЗС. Однако меньшие агрегаты находят широкое применение на строительных площадках, на которых работает спецтехника, а АЗС по близости не имеется. К таким площадкам топливо поставляется в цистернах или бочках, из которых топливо необходимо перекачивать в баки тяжелых машин.
Небольшие насосы могут быть установлены прямо на корпусах экскаваторов, тракторов и запитаны от аккумуляторов этих машин. При необходимости дозаправки достаточно просто опустить шланг в бочку с топливом и включить аппарат для дизельного топлива. При этом специализированные модели снабжены счетчиками для ведения учета перекачанной жидкости, что очень удобно для реализации подобных целей. Естественно, что промышленные трехвинтовые аппараты обладают более высокими характеристиками производительности и потребления энергии, а бытовые – меньшими. Эксплуатационный срок изделия определяется нагрузками, которые ему придется выдерживать, в том числе – непрерывными.
Подводя итог можно выделить ключевые моменты. Во-первых, корпуса таких аппаратов должны быть изготовлены в соответствии с требованиями безопасности, так как работа ведется с легко воспламеняемыми жидкостями. Во-вторых, внутренние части трубопровода, рабочих камер должны быть изготовлены из металлов, не взаимодействующих с теми жидкостями, на перекачивание которых рассчитан агрегат. Насосы для дизельного топлива представлены очень широким ассортиментом, поэтому следует делать выбор исходя исключительно из того, какие задачи и в каких объемах необходимо будет выполнять, а так же учитывать степень загрязненности и плотности жидкости.