Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов можно разделить условно на два типа: для светлых и тёмных нефтепродуктов. Автоцистерна для светлых нефтепродуктов, то есть производных продуктов нефти с плотностью 0,7 – 0,86 г/м³, предназначена для их перевозки или кратковременного хранения. К светлым нефтепродуктам относятся бензины различных марок, а также дизельное топливо. В состав бензина входят в большей части летучие и взрывоопасные составляющие, что является причиной для повышенных требований по пожарной безопасности при его перевозке. Как правило, автоцистерны для перевозки нефтепродуктов имеют от трех до пяти автономных отсеков, хотя возможно и большее их количество.
Кроме того, эти цистерны различают в зависимости от перевозимого объема, причем объем этот может изменяться в широких пределах. По форме цистерны могут быть круглые, овальные и прямоугольной формы с закруглениями (чемодан). Если правильно выбрать форму цистерны это поможет перевозить больший объем нефтепродуктов. Кроме того, при наличии нескольких отсеков в автоцистерне есть возможность перевозки нескольких разных видов топлива.
К тёмным нефтепродуктам относят битум нефть и мазут, а перевозка этих нефтепродуктов имеет некоторые особенности. Главным отличием цистерн, предназначенных для транспортировки тёмных нефтепродуктов, является наличие оборудования, позволяющего поддерживать повышенную температуру. Этот тип автомобильных цистерн является наиболее специфичным.
В случае перевозки мазута и других продуктов переработки нефти, которые теряют способность к перекачке (повышается вязкость) при понижении температуры до естественных показателей, необходимо обеспечить температуру автоцистерны не менее 80°С. Рабочий объем цистерн для переводки мазута составляет 20 – 38 м³. В них может использоваться подогрев разного типа: от внешнего парогенератора, от автономных дизельных горелок или другой.
Ещё один тип темных нефтепродуктов – битум. Он обладает высокой вязкостью и в случае снижения температуры до естественной, затвердевает. Поэтому автоцистерны для его перевозки (битумовозы) должны обладать высокими теплоизоляционными свойствами. Нагрев битума осуществляется специальными дизельными или керосиновыми горелками, тепло от которых передаётся через специальные жаровые трубы.
В любом случае цистерны для перевозки мазута и битума могут использоваться для перевозки нефти, но в этом случае дополнительный подогрев не используется.
Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов позволяют перевозить и временно хранить темные и светлые нефтепродукты обеспечивая сохранение их свойств и высокую степень пожарной безопасности.