Техническое обслуживание (ТО) агрегатов типа Д ведётся для поддержания их в работоспособном состоянии. Ему подлежат не только эксплуатируемые насосы, но и находящиеся в режиме ожидания или же в резерве.
Для эффективности ТО вокруг насоса должно быть достаточно пространства для удобного проведения работ с частичной разборкой агрегата при необходимости.
Порядок проведения технического обслуживания
По типу регламентации работающие насосы Д подлежат ТО с периодическим контролем.
Периодический контроль
Проводится сразу после пуска агрегата и далее, при непрерывной работе, – через каждые 72 часа. Он заключается в наружном осмотре оборудования и проверках его рабочих показателей с измерениями и без измерений.
Контроль без измерений
Проверяются:
- герметичность разъёмных соединений корпуса насоса Д и трубопроводов вспомогательного назначения;
- уровень утечки через уплотнения концов вала;
- уровень вибрации и шума в тех местах, где находятся опорные подшипники двигателя и насоса;
- исправность приборов контроля и измерения.
Контроль с измерениями (при помощи штатных КИП)
Измерению подлежат:
- температура подшипниковых узлов;
- подача и напор насоса Д (снимаются показания измерителей давления на подающей и напорной линиях);
- вибрация корпусов подшипниковых опор;
- рабочих параметров электродвигателя.
Результаты измерений, а также наработка агрегата, фиксируются – в специальном журнале либо иным способом.
Слежение за наработкой оборудования необходимо для своевременности проведения плановых работ по периодическому ТО, планового и капитального ремонта.
Техническое обслуживание
В регламент ТО насоса Д входят:
- Обеспечение подшипников необходимым количеством смазки. Стаканы подшипников пополняются смазкой через маслёнку. Периодичность пополнения: в первый месяц работы – 72 часа; в последующем – 1000 часов. Если насосы двустороннего входа снабжены подшипниками закрытой конструкции, то в этой процедуре нет необходимости. Смазка, закладываемая при изготовлении таких деталей, рассчитана на весь срок их службы.
- Поддержка уровня утечек через сальниковые уплотнения в нормативных пределах. Утечка необходима для обеспечения герметичности по воздуху в месте выхода вала наружу, уменьшения трения в этом месте и его охлаждения. Величина утечки регулируется изменением силы прижатия набивки сальника его крышкой. При повышенной утечке гайки крышки подтягиваются, при недостаточной – ослабляются. Если подтягиванием гаек уменьшить утечку не удаётся, то это свидетельствует об износе набивки. Тогда необходимо добавить в набивку одно кольцо. Если и после этого утечка велика, то подлежит замене вся набивка. Подгонка колец к валу должна быть очень тщательной. Одновременно в сальник вводится целое кольцо. Замки каждого кольца должны размещаться со смещением на пол-оборота (180°).
- Контроль температуры подшипников. Она не должна более чем на 50°С быть выше температуры помещения и не выше 90°С в любом случае. Для установки измерителя температуры (ДТ-1Р, РТК303, РТ303-1) в фиксирующих скобах стакана подшипника сделаны отверстия с резьбой (размер – М8×1).
- Ежегодная проверка центровки валов двигателя и насоса. В случае превышения допуска по соосностинеобходима их подцентровка по инструкции.
- Постоянный контроль над показаниями КИП.
В журнал регистрации работы агрегата Д вносятся значения:
- входного и выходного давления;
- наработки насоса;
- температуры жидкости на входе;
- давления затворной жидкости;
- температуры в подшипниковых узлах;
- виброскорости.
Последние 4 данных регистрируются по мере необходимости. Давление в линии подачи затворной (охлаждающей) воды должно быть выше давления на входном патрубке насоса Д на предписанную в инструкции величину.
Порядок и перечень регламентных работ по ТО электродвигателя и комплектующих изделий, не выпускаемых изготовителем насоса, приводятся в их техдокументации.