Для обеспечения горения топлива в котельном оборудовании нужны постоянные поступление воздуха в топочную камеру и вывод оттуда газообразных продуктов сгорания. Движение газов по каналам происходит под действием принудительной силы, прикладываемой извне. Она называется силой тяги. Тягой же называется её отношение к площади поперечного сечения дымоотводной трубы.
Тяга, как и подача воздуха в топочное пространство, бывает естественной и искусственной.
Естественная тяга – это перепад давления, способствующий появлению нужного движения воздуха и дымовых газов. Он обусловлен разностью в плотностях поступающего в топку холодного воздуха и горячих газов, выводимых через трубу котельной установки. Естественная тяга используется в котлах малопроизводительных (2,5 т/час и менее). Сопротивление газового тракта не должно превышать 300 Па (30 мм водян. ст.). Такая тяга при указанных параметрах целесообразна для агрегатов с дымовой трубой, в которых топливом служат твёрдые материалы, не образующие шлака или производящие его мало (дрова, торф и т. п.).
Принцип работы дымовой трубы
В его основе лежит закон сообщающихся сосудов. Используется он следующим образом.
Систему сообщающихся сосудов составляют камера горения, газоходы котлоагрегата и дымовая труба. Когда котёл не работает, температура и давление воздуха внутри и вне его одинаковы, и движения нет. Когда в топочной камере горит огонь, появляются горячие газы со значительно меньшей плотностью и объёмным весом, чем холодный воздух. Поэтому они стремятся вверх через дымовую трубу, а на их место под атмосферным давлением поступает снаружи воздух, который и выдавливает их наружу. Процесс протекает непрерывно, как раз и обеспечивая тягу естественным путём.
Вычисление естественной тяги
Эта тяга возрастает с понижением температуры атмосферного воздуха, повышением его давления, повышением температуры продуктов сгорания в трубе и высоты трубы.
В дымовой трубе высотой НТР (м) газами с плотностью ρГ (кг/м³) создаётся давление (Па):
РГ = НТРρГg (g = 9,81 м/с²).
На таком же уровне давление наружного воздуха с плотностью ρВ:
РГ = НТРρВg.
Тогда естественная тяга (разность давлений) будет SГ:
Здесь, Р0 – давление наружного воздуха в Па, ТВ и ТГ – термодинамические температуры наружного воздуха и горячих газов (средняя) в дымовой трубе в К; RВ = 287,1 и RГ – газовые постоянные (Дж/(кг.·К)) воздуха и газообразных продуктов сгорания. RГ зависит от состава газов в трубе (см. таблицу), причём RГ-»RВ.
Свободному движению дымовых газов в котловом агрегате препятствуют два типа сопротивлений: о поверхность газохода и обусловленные изменениями в направлении продвижения потока газа.
Труба должна быть с такой высотой, которая обеспечила бы некоторый запас тяги SЗ, чтобы преодолеть суммарное сопротивление ходу газов ΣΔSКА по газоходам котлоагрегата. Тогда общая необходимая тяга будет
SГ = ΣΔSКА + SЗ
Чтобы топка работала нормально, постоянное разрежение в нём SЗ должно поддерживаться на уровне 20-30 МПа (2-3 мм водян. ст.).
Тяга дымовой трубы зависит от температуры внешнего воздуха. Чем выше температура, тем этот воздух плотнее газодымовой смеси в трубе и наоборот. В соответствии с этим и тяга меняется: чем холоднее снаружи, тем она сильнее. Тяга меняется и с изменением режима работы котла. Она в этом случае управляется величиной отверстия соответствующих заслонок. Когда нагрузка котлов возрастает, растёт и скорость подачи топлива в топку, соответственно, и воздуха, усиливая тягу. Это делается увеличением отверстий заслонок поддувала. При снижении нагрузки действия происходят в обратном порядке. Подобный режим характерен и для искусственной тяги, при котором используются такие агрегаты как дымососы.
Дымовые трубы
Материалами дымовых труб могут быть сталь, кирпич или железобетон. При их использовании исходят из мощности котельного оборудования и расчётного срока его службы. В каких случаях целесообразно применение каждого из этих труб?
Стальные, в основном, используются для временных котельных относительно невысокой мощности. Их предельная высота – 30-40 м. Котельные с мощностью средней и большой оснащаются кирпичными и железобетонными трубами. Высота первых – до 80 м, последних – 80-250 м. Такие сооружения защищаются изнутри от воздействия горячих газов футеровкой из кирпича огнеупорных марок.
Величина разрежения должно составлять:
- на выходе из топки – 1-5 мм водян. ст. (10–50 Па);
- у основания дымовой трубы с естественной тягой – 1-3 мм водян. ст. (10-30 Па);
- у основания дымовой трубы с искусственной тягой – 10-20 мм водян. ст. (1-2 кПа).
Дело в том, что часть давления газообразных продуктов сгорания теряется по пути в газоходах.
В топке с высокой камерой в верхней части воздух более разрежен, чем внизу. Такая топка сама работает как дымовая труба, и в ней появляется естественная тяга. Наблюдаются случаи, когда пламя выбивается из топки, вынося с собой и продукты сгорания. Это происходит, когда давление в верхней части топки превышает атмосферное. Такое явление абсолютно недопустимо.
Для регулировки естественной тяги на газоходах котла устанавливаются шиберы, искусственная управляется осевыми направляющими механизма дымососа.