Адрес: Омск, улица Завертяева, дом 32
Время работы: с 8-00 до 17-00

Промышленное оборудование и насосы

Содержание заявки

Корзина пуста

Обратная связь

Ваше сообщение успешно отправлено. Спасибо.

Звезда или треугольник. Подключение двигателя как лучше

Асинхронные двигатели широко распространены, так как имеют массу преимуществ перед устройствами иных типов. Но подключаются они разными способами. И не всегда сразу понятно, какая схема подключения целесообразна в том или ином случае.  

Из истории вопроса

Изначально асинхронный двигатель назывался асинхронной машиной. Такое название он получил по принципу своего действия:

  • ток обмотки статора создает магнитное поле;
  • его частота вращения отличается от частоты вращения ротора.

То есть, синхронность отсутствует.

При этом в генераторном режиме ротор вращается быстрее магнитного поля, в движении – меньше.

Впервые об асинхронном двигателе заговорили в конце 19 века. Его устройство и принцип действия были описаны и опубликованы в научном издании. Автор статьи - Галилео Феррарис, сделав точное описание двигателя, ошибся относительно его применения и возможностей.

Дело в том, что автор не учел реальный коэффициент полезного действия таких устройств – он представил его как предельно низкий. И дополнил это утверждение выводом о бесполезности применения моделей переменного тока.

Многие изобретатели и инженеры были не согласны с постановкой вопроса. И бросили все силы на то, чтобы создать усовершенствованные варианты двигателя. Огромный вклад в развитие асинхронных электродвигателей внес русский инженер Михаил Осипович Доливо-Добровольский. В год выхода статьи он ознакомился с ней и пришел к выводу, что устройство сильно недооценено. Около года он занимался разработками собственной модели и получил на нее патент. В двигателе использовался короткозамкнутый ротор по типу «беличье колесо». Еще через год изобретатель получил два новых патента. Теперь в электродвигателе применялся фазный ротор.

Можно сказать, что эти модели открыли эру асинхронных машин. Их стали повсеместно эксплуатировать на производстве. В начале 20 века под руководством Доливо-Добровольского был запущен полноценный производственный цех с трехфазной сетью переменного тока.

Особенности двигателя

Двигатели асинхронного типа обладают рядом безусловных достоинств, за которые их и выбирают:

  • высокая производительность;
  • доступная стоимость;
  • надёжность;
  • долговечность;
  • ремонтопригодность;
  • неприхотливость в эксплуатации;
  • простота технического обслуживания.

Большая часть плюсов вытекает из конструктивных особенностей движка. Если не вдаваться в технические подробности, то нужно отметить одно – конструкция электродвигателя максимально проста, а значит поломки и сбои будут случаться редко по мере износа устройства.

Нельзя разговаривать о двигателе асинхронного типа, не упомянув о его недостатках:

  • высокая чувствительность к параметрам и перепадам в сети;
  • малый пусковой момент при большом пусковом токе;
  • трудности с плавной регулировкой (для этих целей требуется установка отдельного преобразователя);
  • в процессе эксплуатации могут наблюдаться снижение напряжения в сети.

Также нужно отметить, что устройство потребляет реактивную мощность. Поэтому имеет предел применения. Он измеряется мощностью конкретной системы электроснабжения и относится к индивидуальным показателям.

Одна из ключевых особенностей электродвигателей определяет условия его эксплуатации. Нормальная работа трехфазного устройства возможна только при:

  • стабильности напряжения;
  • стабильности тока в каждой из фаз электросети.

Поэтому двигатели очень «боятся» обрывов. Последствия подобных происшествий даже в случае с одной фазой могут быть очень плачевными для электродвигателя:

  • мгновенная потеря большей части мощности;
  • полная остановка и выход из строя.

Причем для поломки достаточно всего пятидесятипроцентной относительно нормы нагрузки на вал. А при более серьезной нагрузке вероятность успешного ремонта приближается к нулю.

Сложности подключения устройства связаны с тем, что при запуске оно потребляет ток минимум в 5 раз выше, чем номинальный уровень. И такое энергопотребление сохраняется вплоть до момента набора необходимых оборотов. Как только вращение ротора дойдет до нужной скорости, энергозатраты нормализуются.

С учетом описанной особенности подбираются и способы подключения двигателя.


Нюансы подключения

Для трехфазных двигателей мастера чаще всего выбирают один из двух следующих методов подключения (двухфазные устройства требуют иных схем):

  • «звезда» (Y);
  • «треугольник» (Δ).

В чем разница между ними? Если говорить простым языком, то различия заключаются в подсоединении обмотки к электросети.

Для «звезды» используется схема, при которой:

  • одни концы соединяются вместе;
  • другие подводятся к фазным проводам, таким образом встраиваясь в сеть.

Для «треугольника» предусмотрен иной алгоритм – последовательное соединение. То есть, три обмотки соединяются между собой. Конец одной подводится к началу другой. При этом напряжение подается не хаотично, а строго на соединяющую область.

Нередко на колодку выведено три пары обмотки, что соответствует шести проводам. Даже в такой комплектации порядок подключения не нарушается – практически будут использоваться только три провода.

На первый взгляд кажется, что схемы подключения просты – один из вариантов выбирается в зависимости от особенностей оборудования и мощности сети. Но на практике может понадобиться и комбинированный вариант, о котором многие даже не знают.

При установке двигателя в устройства повышенной мощности нельзя упускать ту самую ключевую особенность электродвигателей асинхронного типа – потребление при запуске тока в несколько раз больше, чем было запланировано изначально. Чтобы снизить нагрузку на систему, используется комбинированная схема подсоединения, отличающаяся большой сложностью. Она подразумевает следующее:

  • при запуске подсоединение к источнику питания идет по схеме «звезда»;
  • после набора оборотов происходит переключение на «треугольник».

Важно учитывать, что описанные типы соединений требуют разного напряжения для выдачи одинаковой мощности – «звезде» необходимо в 3 раза больше тока, чем «треугольнику».

Перед подсоединением электродвигателя нужно определиться, возможно ли произвольное переключение обмоток. Если такое допустимо, то информация будет нанесена на шильдик в определенном виде – в качестве обозначения рабочего напряжения. Значения читаются достаточно просто:

  • «220/380» — эта цифровая комбинация считывается как «треугольник/звезда», т.е. при соединении обмоток по схеме «треугольник» необходимо подавать напряжение 220В, а при подключении «звезда» - напряжение 380В.

В целом с подключением к питанию может справиться даже новичок. Но некоторые тонкости в работе все же необходимо учитывать.


Схема «звезда»: что нужно знать

Главный существенный плюс этого варианта – незначительные пусковые токи. Этого удается добиться через особое соединение обмоток, при котором межфазное напряжение (380 В) распределяется по двум обмоткам.

Подобное соединение актуально для сети 220/380 В. Суть подведения к питанию заключается в следующем:

  • каждая обмотка по отдельности получает 220 В;
  • на соединенные последовательно 2 обмотки уходит 380 В.

Схема актуальна для производств, которые вынуждены экономить электричество. Связывают это с тем, что «звезда» существенно ограничивает мощность движка, а значит подходит только для слабых устройств.


«Треугольник»: ключевые моменты

Для этого алгоритма требуется последовательное соединение обмоток друг к другу – начало одной к концу другой.

Этот вариант чаще всего используют в сетях напряжением 220/380 В. Нужно учитывать, что на каждую обмотку будет уходить 380 В. За счет этого общая концентрация тока значительно выше, чем в «звезде». Поэтому в таком виде подключают к сети мощные устройства, предназначенные для больших нагрузок.

Также нужно сказать, что не всегда работа ведется в трехфазной сети 220В/380В. Кроме нее, существуют и иные разновидности сетей переменного тока:

  • однофазная 220 В;
  • трехфазная 220 В;
  • трехфазная 380В/660В.

Второй вариант из списка применяется в основном на речных и морских судах. И имеет массу ограничений и особенностей.


Алгоритм действий при подключении

Чтобы по ошибке не вывести оборудование из строя и не обесточить всю сеть, при подключении двигателя важно действовать в строгом соответствии с традиционным алгоритмом:

  1. Идентификация напряжения в сети. Сеть, к которой подключается устройство, может иметь разное напряжение. Этот фактор будет ключевым при определении схемы соединения.
  2. Изучение шильдика на электродвигателе. Производитель указывает на табличке всю необходимую для мастера информацию. В первую очередь нужно отметить допустимые схемы соединения. Они отображаются следующим образом - треугольник Δ, звезда Y, треугольник Δ/ звезда Y. Ниже или рядом выбито оптимальное напряжение для каждой схемы - 110В, 220В, 380В, 660В.
  3. Подключение асинхронного двигателя. Полученной информации достаточно для того, чтобы грамотно подключить устройство к сети.
  4. Проверка. Делается она через включение электродвигателя, для чего напряжение подается на все фазы. Если все сделано правильно, то устройство включится и при необходимости выключится без каких-либо проблем.

Подобные неприятности случаются не всегда по вине мастера. Нередко такой эффект дает сломанный пускатель. Не стоит исключать и перекос фаз, когда в одной напряжение резко падает и становится значительно меньше, чем в других.


Какая схема лучше: выводы и тонкости

Так какой же вариант можно считать лучшим? Какую схему стоит рассматривать как оптимальную? Даже специалисты не дают на эти вопросы однозначного ответа. В каждом случае нужно рассматривать процедуру подсоединения в индивидуальном порядке, учитывая ряд особенностей.

«Звезда» дает эффект плавности работы двигателя. Он звучит и работает мягко, без лишних рывков и шумов. Но устройство не сможет эксплуатироваться с учетом заложенной максимальной мощности. Схема подключения будет ограничивать мощностный потенциал.

Обмотки, соединенные в «треугольнике», наоборот, сразу же дают электродвигателю подойти к максимальным мощностям. А значит коэффициент полезного действия от него гораздо выше. Но при этом пусковые токи будут очень большими. И для некоторых энергосистем такой расход оказывается недопустимым.

Резюмируя всю приведенную выше информацию, можно сказать, что обе схемы эффективны и используются одинаково часто. Но определяющим выбор фактором должны быть возможности сети и конструктивные особенности двигателя. Если следовать им, то устройство прослужит долго и с максимальным КПД.

Вибратор глубинный для бетона 220в с гибким валом
Отопление храма инфракрасными обогревателями
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
21.11.2024

By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://www.pkf4.ru/

Яндекс.Метрика

Поиск по сайту