Внимание!
- Перед разборкой агрегата должны быть предприняты все меры по исключению случайного его включения.
- Запорная арматура на обоих трубопроводах должна быть закрытой.
Главным объектом разборки является насосное устройство. Разбирая насос, важно следить за состоянием уплотнительных и посадочных поверхностей у деталей. Работы надо проводить аккуратно, не нанося даже мелких повреждений в виде царапин и забоин. Устанавливаемые вновь запасные части по местам сопряжений и посадочным поверхностям должны строго соответствовать заменяемым.
Разборка бывает частичной и полной. Обратная сборка всегда проводится в порядке, противоположном разборке.
Частичная разборка насоса
Выполняется при профилактических и мелких ремонтных работах: чистке проточной части, замене набивки в сальнике и т. п.
Порядок проведения
Для очистки проточной части:
- Отворачиваются гайки и шпильки, закрепляющие переходной патрубок на корпусе насоса.
- Патрубок снимается, и доступ к проточной части для её очищения открыт.
- Доступ можно получить и при съёме крышки этого патрубка.
Для смены набивки в сальнике:
- Вывернуть гайки на крышке сальника и отодвинуть её.
- Извлечь набивку.
- Вставить новую набивку. Обеспечить плотную подгонку её колец по поверхности вала. Замки, соединяющие концы, должны быть с косым срезом и у каждого кольца располагаться напротив друг друга.
Резиновые уплотнительные кольца повторно использовать не рекомендуется, а при наличии дефектов – не допускается.
Полная разборка
Эта работа необходима при замене рабочего колеса, уплотнителей, втулки защитной, подшипников. Перечень проводимых операций зависит от того, какого типа уплотнение используется в насосе – сальниковое или торцовое.
Разборка агрегата с сальниковым уплотнением
Разбираются насосы СМ (сточно-массные) в таком порядке:
- Отсоединяется трубопровод, подающий затворную жидкость в сальник.
- Снимается с муфты защитный кожух.
- Снимается двигатель с полумуфтой.
- Снимается полумуфта насоса.
- Освобождается фланец кронштейна от корпуса (отворачиваются гайки и шпильки).
- От корпуса отжимными винтами отсоединяется кронштейн с корпусом уплотнения.
- Ослабляется затяжка крышки сальника – отворачиваются крепящие крышку гайки.
- Снимается крепящий рабочее колесо к валу обтекатель.
- Снимается рабочее колесо.
- Отворачиваются болты, удерживающие корпус уплотнения на кронштейне.
- Корпус уплотнения с крышкой сальника отсоединяется от кронштейна.
- Снимается крышка, вынимается набивка с кольцом сальника.
- Снимается кольцо отбойное.
- Снимаются крышки подшипников.
- Вынимается из кронштейна вал вместе с подшипниками.
- Снимается защитная втулка.
- Подшипники выпрессовываются.
Признаком необходимости замены уплотняющего кольца служит уменьшение напора более чем на 10% от паспортного значения. Процедура замены состоит из таких шагов:
- выпрессовки кольца из корпуса насоса;
- проточки пояска рабочего колеса до глубины дефектов;
- замера фактического размера пояска под кольцо;
- запрессовки нового уплотняющего кольца в корпус насоса;
- совместная обработка кольца с корпусом насоса для приведения радиального зазора с колесом до величины 0,25+0,1 мм.
При отсутствии оборудования для совместной обработки кольца и корпуса можно кольцо обрабатывать отдельно, но указанный размер зазора должен быть обеспечен.
Разборка насоса с торцевым уплотнением
Порядок действий в этом случае таков:
- Съём защитного кожуха с муфты.
- Съём электродвигателя с полумуфтой.
- Съём полумуфты с насоса.
- Снятие гаек и шпилек крепления фланца кронштейна к корпусу.
- Отсоединение кронштейна с корпусом уплотнения от корпуса отжимными винтами.
- Снятие обтекателя, крепящего рабочее колесо к валу.
- Снятие рабочего колеса.
- Съём втулки с упорным кольцом и подвижной частью уплотнения.
- Съём подвижной части со втулки.
- Откручивание болтов крепления корпуса уплотнения к кронштейну.
- Отсоединение корпуса уплотнения от кронштейна.
- Выемка неподвижного кольца уплотнения из корпуса.
- Съём отбойного кольца.
- Съём крышки подшипников.
- Выемка из кронштейна вала с подшипниками.
- Выпрессовка подшипников.
При сборке агрегата с торцевым уплотнением посадочные места должны быть чистыми. На поверхностях пар трения уплотнения наличие следов смазки недопустимо. Резиновое уплотнение при установке в корпус неподвижной части смазывается глицерином.
Устранение осевого люфта вала в насосах СМ100-65-250 и СМ150-125-315
Максимально допустимая величина люфта в осевом направлении – 0,3 мм (учитывается тепловой зазор). При превышении её люфт корректируется следующей последовательностью действий:
- Болты крепления крышки подшипника к кронштейну закручиваются равномерно, пока ручное проворачивание вала не встретит сопротивления.
- Регулировочные винты закручиваются до соприкосновения с торцом кронштейна насоса.
- Болты крепления выкручиваются на четверть оборота (на 90°).
- Регулировочные винты закручиваются до упора и закрепляются контргайками.
Повторение п. 1. Предельный момент затяжки болтов – 8,6 Н·м.